Любой современный человек периодически сталкивается с необходимостью осуществить платеж с использованием услуг банка: оплатить покупки, штраф, госпошлину, перевести деньги со счета на счет. Далеко не всегда такие операции проходят успешно: одно невнимательное движение, неверно выбранные реквизиты или назначение платежа, и деньги могут «уйти» не к тому получателю.
Что предпринять?
В первую очередь сразу же обратиться в банк с заявлением о допущенной ошибке. Поскольку списание денежных средств не происходит мгновенно, существует маленькая, но вероятность отмены платежа до того, как система примет его к исполнению.
На практике чаще всего это возможно в двух ситуациях:
• Перевод «завис» на резервном счете банка, поскольку указаны несуществующие реквизиты получателя. В этом случае практически любой банк вернет денежные средства без особых проблем.
• Требование об отмене платежа заявлено до завершения его обработки. Здесь фактор времени играет главную роль. Проще отозвать те платежи, которые производились лично «через кассу», потому что в большинстве банков время на их обработку может варьироваться от 15 до 60 минут.
Если же в отмене платежа по каким-то причинам было отказано, придется обращаться непосредственно к получателю «по ошибке».
В соответствии с законом, банк не имеет права возвращать деньги, если они уже находятся на счете другого лица, поэтому единственное, в чем могут помочь сотрудники банка — связаться с получателем от своего имени и, объяснив ситуацию, «вежливо попросить» вернуть необоснованно полученные средства.
Если контактные данные получателя неизвестны, требовать от банка их предоставления также бесполезно — кредитные организации не имеют права разглашать подобные сведения без законного основания. Придется писать заявление в правоохранительные органы, которые получат данные на основании милицейского запроса.
Если получатель коммерческая организация, то деньги, скорее всего, вернуть будет достаточно просто. Это связано с тем, что коммерческие организации обязаны вести строгую отчетность, и поступление денежных средств из «ниоткуда» может вызвать для организации серьезные налоговые последствия.
Если получатель — физическое лицо добровольно отказался возвращать деньги, то другого выхода, кроме как обращение в суд с иском о неосновательном обогащении, нет. При этом следует учитывать, что судебная тяжба далеко не всегда финансово обоснована: расходы и временные ресурсы, затраченные на ведение дела, могут в несколько раз превысить сумму, которая была изначально перечислена.
Если деньги отправлены в бюджет (госпошлины, налоги, штрафы), то процесс возврата может оказаться довольно мучительным и долгим. К примеру, возврат государственной пошлины из налоговых органов по факту может затянуться на срок от нескольких месяцев до одного года, а порядок и сроки возврата штрафов ГИБДД вообще законодательно не определены.
Если квитанция утеряна и нет других доказательств оплаты, то вернуть денежные средства невозможно. Поэтому так важно сохранять все чеки и платежные документы до момента подтверждения оплаты.
От ошибок само собой, не застрахован никто
Однако ряд совсем несложных действий: тщательная проверка номера счета, БИК, ФИО или наименования получателя до совершения платежа, сведет риск ошибки, а значит и риск возникновения проблем, практически до минимума.